Я шла к этому, с одной стороны, в окружении поющих людей вживую и множества аудиозаписей, которые я прослушивала каждый день в силу моей профессии, а ещё практически каждый месяц я ездила в фольклорные экспедиции. Но, конечно, никто не занимался со мной специально и так, как я сейчас со своими учениками: кропотливо отслеживая все реакции, все нюансы звукоизвлечения, начиная с постановки правильного дыхания и много работая над этим. Начав преподавать пение сама, я советовалась с преподавателями академического вокала относительно методики, прочла массу книг о постановке голоса и пении. Дальше начала сочетать элементы разных методик и вырабатывать свою — чутко наблюдая и прислушиваясь к ученикам, исходя из своих ощущений и певческого опыта. Если бы со мной так занимались — я бы, со своим абсолютным слухом и прекрасными музыкальными данными, запела за считаные месяцы.
По окончании консерватории мне предложили работу при одном большом известном народном хоре в Киеве, где была учебная студия. Я должна была обучать молодых людей народному пению при том, что основной предмет у них — народный хор, с другой эстетикой и принципами пения. Мне отдавали самых «неликвидных», по мнению преподавателей хора, учеников, из которых я за пару месяцев делала свободно поющих и любящих песни, которые я давала.
Одновременно я продолжала ездить в экспедиции и воспринимать и принимать народные песни. Тринадцать областей Украины (а потом и несколько России, где живут украинцы) было объезжено мною, и теперь я тепло вспоминаю этих людей и пою их песни. Полные сил, печали или радости, и как правило в каждой — большой свет, который невозможно не почувствовать.
При том, что в целом я пою с трёх лет и мне всегда это нравилось, сейчас я считаю, что такие знания в своём роде уникальны и даются не каждому. Мне очень повезло. Сейчас я не представляю свою жизнь без пения! Пою сама, учу петь других — тех, кому хочется развивать себя эстетически и физически. Пение оказывает положительный эффект на здоровье, укрепляет некоторые сферы при регулярной практике, развивает и делает более чёткой дикцию, речь (для этого я тоже даю специальные упражнения, благо в прошлом, 2020 году я получила дополнительное образование теле- и радиоведущего и знаю, как разминаются дикторы и актёры). Мне кажется, я чувствую человека, причины его голосовых зажимов, некоторые телесные недуги, мешающие полноценному пению. Я с радостью делюсь знаниями с тем, кто открыт им и принадлежит к пытливым ученикам.
Зачем это нужно? Да затем, что, как я писала вначале, мощной силой является не только голос, но и народная песня, от которой люди черпают энергию и вдохновение. Песня всегда укрепляла и «держала» человека в равновесии, поднимала настроение и давала силы жить несмотря ни на что. И мне кажется, сейчас, в тяжёлое время, нужно помогать себе голосом и пением. Городскому человеку, помещённому в «закрытую», на мой взгляд, среду, без возможности быть на природном пространстве, дышать чистым воздухом и проявлять свой голос в открытую (а живя в квартире, это невозможно), просто нужно возобновлять связь с традицией своих предков, как бы громко это ни звучало, налаживать естественные механизмы пополнения сил путём дыхания, укрепления тела, голоса и самим процессом пения.
«Но, конечно, никто не занимался со мной специально и так, как я сейчас со своими учениками: кропотливо отслеживая все реакции, все нюансы звукоизвлечения, начиная с постановки правильного дыхания и много работая над этим».
Разминка в начале занятия
«Пение оказывает положительный эффект на здоровье, укрепляет некоторые сферы при регулярной практике, развивает и делает более чёткой дикцию, речь».
Народное пение — это совсем не «дремучесть» и ограниченность. Можно быть вполне современным человеком и уметь пользоваться голосом и петь так, что вам позавидуют в хорошем смысле.
В одном своём рассказе я написала, что человек, возможно, произошёл от птицы, так как он постоянно пытается прийти к состоянию полёта через пение. Потому что пение даёт ему крылья, которые, возможно, он когда-то давно утратил.