БЛОГ
ЭКСПЕДИЦИИ
КОЛЁСНАЯ ЛИРА
НАУКА
УЧЕНИКАМ
СОБЫТИЯ
МОЯ МУЗЫКА
ОБО МНЕ

Колёсная лира

старинный струнно-клавишный инструмент европейского происхождения с более чем тысячелетней историей. Более подробно о ней вы узнаете из моих научных публикаций, а пока… расскажу, как я к ней пришла.

Во времена учёбы в консерватории на кафедре фольклора знакомство с колёсной лирой в ходе обучения меня не восхитило. Старый, скрипящий инструмент, под который поют что-то патетическое и декламационное… Непонятное тогда.
А через 15 лет, повзрослев и начав записывать свой сольный диск, я решила спеть несколько песен лирников, которые были на моих экспедиционных кассетах. Конечно, это не было спето самими лирниками — это были «аудиовоспоминания» пожилых женщин, в девичестве слушавших этих музыкантов. Песня об Алексее, Божьем человеке, который не захотел жить семейной жизнью и ушёл в монахи — а когда пришёл, не узнавшие его родители относились к нему как к нищему (отсюда мораль: чужих людей не бывает!); о шествии на суд людей разных сословий, которые станут равны перед Богом; об архангеле Михаиле, защитнике и заступнике людей; о девочке-сиротке, уставшей от нелюбви мачехи и обратившейся к Богу за помощью.

Другой музыкальный стиль, отличающийся от традиционных крестьянских лирических песен; большое количество куплетов — ведь когда-то лирников могли слушать часами в домах, у церкви или на ярмарках и никто никуда не спешил; завораживающее сочетание немного «волыночного» тембра лиры и голоса — когда я спела это так, как могли спеть сельские люди в традиции, я поняла, что это интересно и самобытно!

Тогда я начала изучать этот пласт музыкальной культуры по разным источникам. Узнала, что лира появилась в Европе и оттуда «пришла» к нам; что лирники раньше считались особыми, уважаемыми, «Божьими» людьми, которых никогда не обижали, но выслушивали как пророков и помогали им.
Лирники считались в своём роде лекарями, врачевавшими психику.
Есть факты, что люди излечивались от нервных болезней, слушая лиру. Это были чаще всего бедные слепые люди, зарабатывавшие себе на жизнь пением и игрой, переходя от дома к дому. У них был свой кодекс чести, в том числе с обычаем помогать своим в беде, а также госпиталям и монастырям; свои братства с уставом, собраниями и прикреплённостью к храму; они лечили молитвами тяжелобольных людей. Лирники-казаки Запорожской сечи своим искусством вдохновляли на бой, а «светские» — пели так, что люди испытывали молитвенные ощущения.
Считали, что колёсную лиру должны держать в руках мужчины: мол, «эта служба и опасна и трудна»...
...и дороги тяжелы, и зимой лирники-бессеребренники замерзали, и вообще — женщина должна дежурить у домашнего очага, одной ногой помешивая еду, а второй качая люльку. Или наоборот. Это, конечно, верно — но из истории известны факты о том, что когда в Европе была Столетняя война, чума с их «гладом» и «мором», мужчин становилось меньше и женщины вынуждены были зарабатывать себе на жизнь — кто с арфой, кто с лирой. И были они как в Европе, так и в Беларуси, Украине. Как были и женщины, пахавшие на себе (к примеру, после Второй мировой войны), сеявшие, водившие тракторы, игравшие на скрипках и гуслях, певшие мужские казачьи песни — и никто не объявлял им войну, так как это было жизненной необходимостью.

Словом, я увлеклась и вот уже второе десятилетие исследую это уникальное явление! Потом был второй диск, тоже с лирницкими песнями, концерты и лекции… Но я жалею о том, что машина времени так и не изобретена — и я не смогу попасть в средневековую Европу с её громкими состязаниями лирников (да и других музыкантов) в мастерстве исполнения и сочинения песен; не услышу звуков органиструма (предшественника лиры) в храме на богослужении в Испании и Франции; не увижу идущих по европейским улицам женщин с лирами в руках; не увижу колёсную лиру на пышном королевском празднестве в Париже; или на сцене того же Парижа, солирующую под аккомпанемент струнного оркестра в произведениях профессиональных композиторов.

Но к счастью, есть барельефы, картины, гравюры, литографии и скульптуры; есть литература на иностранных языках; есть немного старых записей и воспоминания людей. К примеру, мне посчастливилось в 2010 году записать интервью с дочкой лирницы в украинском Полесье. Ей было всего 103 года (!), и она прекрасно помнила, как ходила поводыркой (сопровождающей спутницей) со своей матерью-лирницей в 1930-е годы. Помнила её песни, поступки, отношение к ней людей. Жители соседних сёл рассказали много интересного о лирниках и лирницах, их песнях.
Сейчас колёсная лира вновь популярна во многих странах и используется в разных стилях: академическом, роке, джазе и фольклоре.
С моим звучанием вы можете познакомиться на моём канале
Послушать колесную лиру здесь